
Собственно рассказ: ficbook.net/readfic/1933559
читать дальше«Прага незалежнасцi» – рассказ Дж. Хайд о революционных событиях, происходящих в альтернативной Японии начала XXI века. Расшатанная мировым финансовым кризисом, процветающая страна оказывается на грани социального взрыва: правящая либеральная партия в поисках выхода из раскручивающейся спирали стагфляции активно принимает помощь западных государств, расплачиваясь экономической и политической свободой. На фоне гнетущей неустроенности действия властей раскалывают японское общество на два лагеря: согласных с Правительством (т.н. модернистов) и открыто осуждающих принимаемые им решения, считающих власть подкупленной и разрушительной для Японии (национал-демократов). Последние придерживаются крайне правых идей, заключающихся в резком национализме, закрытии государства, полном отказе от заграничной помощи и вмешательства во имя сохранения суверенитета.
День ото дня агрессивно настроенная оппозиция приобретает все больше сторонников среди простых граждан, в безработице оказывающихся без средств к существованию, по стране прокатывается волна протеста. В городах тут и там проходят митинги, на площадях возводятся баррикады. Правительство, неспособное успокоить народ дипломатическими методами, силой разгоняет несколько забастовок: самой кровавой становится ночь в Нагое. Столица живет в постоянном ожидании бойни.
Главные герои рассказа – бывшие участники токийской рок-группы, теперь, в кризис, вынужденные оставить музыку, не приносящую больше никакого дохода, но не желающие потерять один одного. Каждый из их четверки, связанной узами братства, зарабатывает на жизнь как придется, в частности, гитарист Суемура Йошитака служит в охране, а вокалист Йошида Хироши торгует в семейном магазинчике едой и сигаретами. Однако даже сейчас ребята продолжают проводить репетиции, не думая сдаваться, терять навыки, искренне надеясь, что когда-нибудь все наладится.
Тем временем на почве революционных общественных настроений в группе, как и в стране, случается раскол: вокалист, вдохновившись националистическими идеями, ссорится с лидером и барабанщиком (и по совместительству лучшим другом), который поддерживает действующую власть. Начавшись как рядовая перепалка, совсем скоро конфликт приобретает серьезный оборот: за участие в несанкционированной акции Хироши задерживает полиция, Кенджи едва удается его выручить, спасение того злит, заставляя в грубой форме потребовать начальника не лезть в чужую жизнь. Несмотря на еще один неприятный инцидент, когда в йошидовский магазин вломился помешанный оппозиционер и прострелил Хироши плечо, приняв продавца за западника, солист не отказывается от мятежных взглядов, все активней и жарче конфликтуя с лидером, срывает репетиции. Не меньший вклад в разрушительный процесс вносит и сам Кенджи, то и дело задевающий приятеля резкими высказываниями в сторону «правых». Устав от нескончаемых распрей, басист Мичия пытается примирить товарищей, с помощью импровизированного «саммита» ему удается немного наладить отношения между ними, но неминуемо приближающаяся развязка уже брезжит на горизонте.
Пытаясь доказать состоятельность своей гражданской позиции и не желая, чтобы кто-то стоял на его пути, Йошида рассказывает друзьям о готовящемся воскресном митинге, цель коего – свержение власти. Националисты собираются устроить переворот, это неотвратимо, и вокалист планирует присоединиться к протестующим. Все попытки ребят призвать друга к рассудку терпят поражение, доводы Кенджи, советы Мичии и слова Йоши не приносят никаких результатов. Каждый из героев рассуждает, как следует поступать, но мнения разводят их по разные стороны баррикад. В конце концов лидер сдается, с тяжелым сердцем оставляя судьбоносное решение на солиста, тот же, несмотря на собственные резкие заявления, долго сомневается, разрываясь в отчаянном болезненном выборе между дорогими ему людьми и гражданским долгом. Финал рассказа открытый, хотя можно с большой вероятностью предположить, что Хироши, скорее всего, все-таки идет на митинг, принимает участие в штурме Дома Правительства и погибает на площади.
Примечания:
- «Прага незалежнасцi» – с бел. «жажда независимости».
- Все названия, встречающиеся в тексте, изменены, однако не лишены тесных параллелей с действительностью (как современной, так и исторической, в частности, упоминается такое понятие, как модернизм). Временами цитируются слова реально существующих лиц.
- Идейно и эмоционально история связана с политическими событиями в Украине осенью-зимой 2013-го, посвящена погибшим на майдане и – косвенно, через белорусскоязычное название – пострадавшим во время оппозиционного митинга в Минске 19 декабря 2010 (т.н. «плошчы»).
- В пользу трагического финала свидетельствуют, в том числе, мысли Кенджи о насквозь простреленном плече Хироши как о метафорически переломанных крыльях, разбросавших белые перья по площади (аллегория с пролитой кровью). Впрочем, автор намеренно оставляет конец открытым, не навязывая читателям однозначное виденье и сохраняя надежду на спасение.
- Рассказ представляет собой попытку отойти от поддержки какого-либо из противоположных мнений и посмотреть на происходящее со стороны. Наглядно демонстрирует, как такие общечеловеческие ценности, как преданность и верность, честь и совесть, миролюбие и добропорядочность, становятся взаимоисключающими в сознании тех, кто волею судьбы оказывается свидетелем либо жертвой общественных перемен.
- Никаким агитационным материалом не является.
@музыка: Океан Ельзи - Не твоя вiйна
@темы: короче говоря, аннотация, @фанфикшен, @творчество